Психологический клуб “Первокурсник”

Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное образовательное профессиональное учреждение

«Озерский технический колледж»

ГБПОУ ОзТК

Психологический клуб
“Первокурсник”
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ

Авторсоставитель А.Е. Мадяжнова

ОЗЕРСК

2017

2
Программа работы

Цель:

Психологическое сопровождение процесса адаптации, формирование
навыков партнерского общения, группового сплочения, уверенного
поведения.

Задачи:

исследовать личностные особенности и межличностные
взаимоотношения первокурсников;

содействовать студентам в формировании сплоченности и
конструктивном самовыражении;

профилактика девиантного поведения.

Диагностический пакет

Групповые:

1. Мотивы выбора профессии

2. Опросник Первокурсника

3. Тест психоэмоциональной напряженности
/тревожности
4. Опросник склонности к девиантному поведению

5. Диагностика основных тенденций поведения в группе.

6. Ценностные ориентации

7. Коммуникативная толерантность (Опросник В.В. Бойко)

Индивидуальные:

1. Тест Люшера

2. Опросник Шмишека

3. Опросник Айзенка

4. Направленность личности

3
Пояснительная записка

Социальная адаптация процесс интеграции человека в общество, в
результате которого достигается формирование
самосознания и ролевого
поведения
, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных
связей с окружающими; предпосылка и необходимое условие эффективности
активной деятельности.

Адаптированность личности в группе – это такое ее состояние, которое
позволяет ей без длительных конфликтов и фрустраций с возможной
полнотой проявлять свои творческие, конструктивные возможности,
переживать состояния самоутверждения и собственной ценности,
значительности.

Рассмотрим наиболее общую классификацию разновидностей
социальнопсихической адаптации личности: нормальная адаптация;
девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адаптация.

А. Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой
адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой
адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических
изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той
социальной группы, в которой протекает активность личности. В результате
нормальной адаптации, если берется только отрезок жизненного пути
личности, ограниченный данным адаптивным процессом, ни в структуре
личности, ни в той группе, в деятельности которой она участвует, не
происходит существенных, т.е. приводящих к возникновению качественных
новообразований, изменений.

Нормальная социальнопсихическая адаптация личности, в свою
очередь, бывает двух видов: защитная и незащитная.

Нормальной защитной адаптацией называются те действия личности,
которые осуществляются с помощью известных защитных механизмов

4
(агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной
реакции, сублимации и др.), если эти механизмы не стали патологическими.

Незащитные адаптивные процессы отличаются тем, что начинаются в
нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности
принятия рациональных решений. Для достижения адаптированности
используются познавательные процессы личности, процессы
целеобразования и целеполагания, групповые социальнопсихологические
механизмы и решения задач, различные формы социальной уступчивости (в
частности, конформного поведения, но без привлечения защитных
механизмов), процессы общения и обмена информацией,
интеллектуализации индивидуального жизненного опыта и др.

Можно выделить также третий тип социальнопсихической адаптации
личности, который называется смешанным или средним. Смешанный,
защитнонезащитный тип социальнопсихической адаптации личности
осуществляется в тех проблемных ситуациях, в которых она частично
фрустрирована, но одновременно стоит перед конструктивными задачами,
связанными с ее социальными ролями. При достаточно эффективном
использовании познавательных способностей и социального опыта человек
обнаруживает также защитную агрессивность, склонность к самооправданию
(путем рационализации), виновными возникающих трудностей и неудач
считает других.

Б. Девиантная адаптация. Девиантными, или отклоняющимися,
неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации
личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в
данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных
участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два
основных подвида: а) неконформистская адаптация; б) новаторская
(инновативная, творческая) адаптация.

Оставьте комментарий