Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное образовательное профессиональное учреждение
«Озерский технический колледж»
ГБПОУ ОзТК
Психологический клуб “Первокурсник”
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ
Автор–составитель А.Е. Мадяжнова
ОЗЕРСК
2017
2
Программа работы
Цель:
Психологическое сопровождение процесса адаптации, формирование
навыков партнерского общения, группового сплочения, уверенного
поведения.
Задачи:
исследовать личностные особенности и межличностные
взаимоотношения первокурсников;
содействовать студентам в формировании сплоченности и
конструктивном самовыражении;
профилактика девиантного поведения.
Диагностический пакет
Групповые:
1. Мотивы выбора профессии
2. Опросник Первокурсника
3. Тест психоэмоциональной напряженности /тревожности
4. Опросник склонности к девиантному поведению
5. Диагностика основных тенденций поведения в группе.
6. Ценностные ориентации
7. Коммуникативная толерантность (Опросник В.В. Бойко)
Индивидуальные:
1. Тест Люшера
2. Опросник Шмишека
3. Опросник Айзенка
4. Направленность личности
3
Пояснительная записка
Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в
результате которого достигается формирование самосознания и ролевого
поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных
связей с окружающими; предпосылка и необходимое условие эффективности
активной деятельности.
Адаптированность личности в группе – это такое ее состояние, которое
позволяет ей без длительных конфликтов и фрустраций с возможной
полнотой проявлять свои творческие, конструктивные возможности,
переживать состояния самоутверждения и собственной ценности,
значительности.
Рассмотрим наиболее общую классификацию разновидностей
социально–психической адаптации личности: нормальная адаптация;
девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адаптация.
А. Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой
адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой
адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических
изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той
социальной группы, в которой протекает активность личности. В результате
нормальной адаптации, если берется только отрезок жизненного пути
личности, ограниченный данным адаптивным процессом, ни в структуре
личности, ни в той группе, в деятельности которой она участвует, не
происходит существенных, т.е. приводящих к возникновению качественных
новообразований, изменений.
Нормальная социально–психическая адаптация личности, в свою
очередь, бывает двух видов: защитная и незащитная.
Нормальной защитной адаптацией называются те действия личности,
которые осуществляются с помощью известных защитных механизмов
(агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной
реакции, сублимации и др.), если эти механизмы не стали патологическими.
Незащитные адаптивные процессы отличаются тем, что начинаются в
нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности
принятия рациональных решений. Для достижения адаптированности
используются познавательные процессы личности, процессы
целеобразования и целеполагания, групповые социально–психологические
механизмы и решения задач, различные формы социальной уступчивости (в
частности, конформного поведения, но без привлечения защитных
механизмов), процессы общения и обмена информацией,
интеллектуализации индивидуального жизненного опыта и др.
Можно выделить также третий тип социально–психической адаптации
личности, который называется смешанным или средним. Смешанный,
защитно–незащитный тип социально–психической адаптации личности
осуществляется в тех проблемных ситуациях, в которых она частично
фрустрирована, но одновременно стоит перед конструктивными задачами,
связанными с ее социальными ролями. При достаточно эффективном
использовании познавательных способностей и социального опыта человек
обнаруживает также защитную агрессивность, склонность к самооправданию
(путем рационализации), виновными возникающих трудностей и неудач
считает других.
Б. Девиантная адаптация. Девиантными, или отклоняющимися,
неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации
личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в
данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных
участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два
основных подвида: а) неконформистская адаптация; б) новаторская
(инновативная, творческая) адаптация.