СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ОСВАИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Новый Федеральный закон подробным образом регламентирует вопросы социальной поддержки обучающихся образовательных организаций.
Установлен следующий перечень мер социальной поддержки и стимулирования:
1). ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;
Статья 34 Закона задает базовые принципы финансирования мер социальной поддержки:
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»
Фактически, данной нормой на бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации возложены обязанности учесть расходы на предоставление мер социальной поддержки обучающихся в составе нормативных затрат на оказываемую образовательную услугу.
2). ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНИКАМИ, УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ, СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Данные вопросы регулируются ст. 35 нового Федерального закона.
Согласно данной статье, обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований различных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов должны бесплатно предоставляться учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Они предоставляются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно, в пользование на время получения образования. Сама же организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна быть обеспечена ими за счет бюджетных ассигнований (фактически, указанные расходы должны быть включены в нормативные затраты на услугу).
Таким образом, гарантия бесплатности пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания установлена исключительно для осваивающих основные образовательные программы, причем реализуемые в пределах ФГОС.
Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Закон в данном случае не предъявляет никаких требований к этому порядку, в т.ч. никак не регулирует вопросы платы за пользование учебниками и учебными пособиями. Соответственно, оно может осуществляться как платно, так и бесплатно по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность. Однако в случае, если предоставление услуги за пределами стандартов осуществляется за счет средств одного из бюджетов бюджетной системы РФ, например, если речь идет о виде образования, который не предполагает наличия ФГОС и, следовательно, аккредитации, условие о платности либо бесплатности может быть предопределено условиями финансирования данной деятельности из бюджета. В частности, тем, входит ли стоимость указанного обеспечения в расчет нормативов, а само обеспечение – в объем государственного (муниципального) задания образовательной организации.
3).СТИПЕНДИИ И ДРУГИЕ ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ
Данные вопросы регулируются ст. 36 нового Федерального закона.
Согласно данной статье, стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
В РФ устанавливаются следующие виды стипендий:
1) государственная академическая стипендия студентам;
2) государственная социальная стипендия студентам;
3) стипендии Президента РФ и стипендии Правительства РФ;
4) именные стипендии;
5) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение и иные.
Государственная академическая стипендия студентам и (или) государственная социальная стипендия студентам назначается студентам, которые обучаются по очной форме обучения.
Академическая стипендия назначается студентам, которые соответствуют требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Действует Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 г. № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета». Кроме того, выпущено также письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 сентября 2013 г. № АК-2143/09 «О государственной академической стипендии студентам первого курса».
Лица, которым назначается государственная социальная стипендия, четко перечислены в самом новом Федеральном законе (ч. 5 ст. 36).
Порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, обучающимся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Таким же образом определяются нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, выделяемые организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся
Указанные нормативы служат минимальным значением размера соответствующих стипендий.
Размеры стипендий, устанавливаемых Президентом РФ или Правительством РФ, и порядок их выплаты определяются Президентом РФ или Правительством РФ.
Именные стипендии учреждаются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые определяют размеры и условия выплаты таких стипендий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, также вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся. Такое установление осуществляется локальными нормативными актами организации, которые должны быть приняты с учетом мнения советов обучающихся (их законных представителей).
Размер стипендий определяется образовательными организациями непосредственно, но не ниже установленного норматива, в пределах имеющегося стипендиального фонда. При определении размера учитывается мнение совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
Согласно Приказу Министерства образования и науки Челябинской области №1205/11354 от 30.10.2018 г. “О перечне и размерах публичных обязательств перед физическим лицом в 2018 году”, установлены размеры стипендии студентам с 01.09.2018 года с учетом районных коэффициентов: