![]() |
В городе Озерске Челябинской области система профтехобразования существует с 1957 года. Озерский технический колледж является правопреемником строительной школы №13, образованной 7 февраля 1957 года.
В 2008 году лицей № 46 был преобразован в Озерский технический колледж | ![]() |
Первым директором был назначен Евстафьев Николай Никитович.
Первый набор 1957 года составил 415 человек, и обучались они по следующим профессиям:
- монтажник железобетонных конструкций;
- слесарь промышленного оборудования;
- слесарь сантехнического оборудования;
- маляр-штукатур;
- столяр-плотник;
- электромонтажник по освещению, осветительным сетям и электрооборудованию;
- электрогазосварщик.
В этом же году строительная школа была преобразована в школу фабрично-заводского обучения №13. В ее стенах проводили подготовку рабочих кадров для города и градообразующего предприятия. В 1958 г. ФЗО №13 разделилось на два учебных заведения, которые вскоре стали профессионально- техническими училищами № 44 и № 46.
В сентябре 1965г. оба учебных заведения получили название «Городское профессионально-техническое училище №46» и «Городское профессионально-техническое училище №44», реализующие программы обучения профессии на базе восьмилетней школы.
![]() |
В сентябре 1972 года профессиональные образовательных учреждения преобразуются в СПТУ, которые наряду с профессией стали давать своим выпускникам полное среднее образование. |
Под руководством директора Евстафьева Н.Н., сменившего его на посту директора СГПТУ №46 Зинчука В.И., директора СГПТУ № 44 Мингалева В.А. с помощью предприятий города и ПО «Маяк» укрепляется материально- техническая база учебных мастерских. В короткие сроки создаются кабинеты по общеобразовательным дисциплинам, оснащаются техническими средствами обучения. Кабинет химии и кабинет географии СГПТУ № 46 в областном конкурсе заняли призовые места. В СГПТУ №44 начинается выпуск знаменитых станков Запевалова.
В 1975 году началась история СГПТУ №16. Директором нового профессионального учебного заведения был назначен патриарх профессионального образования города Евстафьев Н.Н., который принимал самое деятельное участие в его строительству. СГПТУ №16 стало осуществлять подготовку квалифицированных рабочих строительно-монтажного профиля.
70- ые годы – расцвет профессионального образования в городе: продолжается работа по материально-техническому оснащению рабочих мест участников образовательного процесса, особое место отводилось работе по воспитанию подрастающей смены рабочего класса. Широкий размах приобретает наставничество: за учащимися, проходящими производственную практику, закрепляются опытные рабочие, обеспечивающие вхождение новичков в трудовой ритм и жизнь трудового коллектива. Большое внимание уделялось воспитанию чувства гордости за рабочую профессию.
В профессиональных училищах не только учили ремеслу, но учили ребят творчески мыслить. Мастера производственного обучения совместно с учениками принимали участие в областных выставках технического творчества, а затем вышли на всесоюзный уровень.
В 1978 году СГПТУ №46 заняло 1 место в социалистическом соревновании среди училищ Российской Федерации и было награждено переходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.
В 80- х годах профессиональные училища широко принимают участие в изготовлении продукции на базе учебных мастерских и полигонов.
Во второй половине 80-х – начале 90-х годов происходит смена руководства профессиональными учебными заведениями. Вновь пришедшие директора СПТУ № 16 – Лихачев В.В., СПТУ № 44 – Деменцев Ю.В., СПТУ № 46 – Серков С.И. продолжали традиции, заложенные при формировании профессиональной школы в городе. В 1984 году образовательные учреждения возвращают название ПТУ, а позже – Профессиональных училищ.
Коренное реформирование социально-экономического устройства России в 90-х годах ХХ столетия обусловило возникновение мощных инновационных тенденций в системе профессиональной подготовки рабочих.
В этот период меняется статус учебных заведений, по результатам внедрения внутриучилищной системы разноуровневой профессиональной подготовки они становятся профессиональными лицеями.
Преследуя цели выживания в новых экономических условиях, профессиональные лицеи города стали внедрять в практику своей образовательной деятельности подготовку рабочих и служащих по профессиям, востребованным на рынке труда. Продолжилась работа по воспитанию учащихся.
В 1997 году благодаря хорошо поставленному патриотическому воспитанию учащихся Профессиональный лицей № 46 стал Лауреатом областной премии имени В.П. Поляничко. Городские профессиональные лицеи становятся лауреатами областного конкурса «Лучшее профессиональное учебное заведение года», Профессиональный лицей №46 – победителем конкурса.
Двадцать первый век внес свои коррективы в названия профессиональных учебных заведений города. Под руководством директоров учебных учреждений Почетных работников начального профессионального образования Российской Федерации, Лауреатов премии Губернатора Челябинской области Порошина В.В., Деменцева Ю.В., Валеевой Е.А. начинается процесс оптимизации образовательных учреждений, их инновационная деятельность.
Профессиональный лицей № 46 в 2006 году выиграл первый гранд на открытие Ресурсного центра строительно-монтажного профиля в рамках национального проекта «Образование», реализуемого в Челябинской области. В этот период были оборудованы строительный и сварочный полигоны в лицее, позволяющие качественно подготовить рабочих по данным профессиям, как в лицее, так и в ресурсном центре. В 1997 году учреждение получило название «Возрождение России», лицей был награжден премией Виктора Павловича Поляничко за успехи в патриотическом воспитании учащихся.
В 2008 году лицей № 46 был преобразован в Озерский технический колледж. | ![]() |
В рамках национального проекта «Образование» в 2008 году Озерский технический колледж разработал и внедрил программу «Создание инновационной среды подготовки рабочих кадров для наукоёмких и высокотехнологичных производств ядерно-оружейного и ядерно-энергетического комплексов». Колледж вошел в список победителей Всероссийского конкурса по отбору инновационных образовательных проектов.
В 2011 году «Озерский строительно-коммунальный техникум» (бывший Профессиональный лицей №16) стал областной инновационной площадкой по теме «Управление учреждением профессионального образования средствами автоматизированной системы».
Продолжение процесса оптимизации привело к объединению профессиональных учреждений. На основании распоряжения Правительства Челябинской области от 8 сентября 2011г. № 169-рп было создано единое учебное заведение государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Озерский технический колледж» путем присоединения государственного учреждения начально-профессионального образования «Профессиональный лицей № 44».
10 октября 2013 г. приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 04.07.2013 г. № 03/2316 на основании распоряжения Правительства Челябинской области от 02.07.2013 г. № 95-рп – присоединение государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Озерский строительно-коммунальный техникум».
![]() |
На базе Озерского технического колледжа в соответствии с Президентской программой развития инновационных технологий 16 мая 2014 года был открыт Многофункциональный Центр прикладных квалификаций. На базе этого центра проводится подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников ФГУП «ПО «Маяк», жителей города и области. |
В 2016 году произошло присоединение Снежинского политехнического техникума им. Иванова в качестве филиала Озерского технического колледжа.
Так формировалось профессиональное учреждение, которое ныне носит название «Озерский технический колледж». Озерский технический колледж сегодня – это центр непрерывного образования, который включает в себя: подготовку и переподготовку рабочих кадров, получение начального профессионального образования, получение среднего профессионального образования, курсы повышения квалификации.
Система профессионального образования Озерска во все времена была сильна своими инженерно- педагогическими кадрами.
В колледже в разное время трудились представители педагогических династий:
- Евстафьев Н.Н., Евстафьева Е.И., Евстафьев В.Н., Псарева Л.Н.
- Серков С.И., Порфирьева Е.С.
- Клепикова В.И., Клепиков А.А., Клепикова Е.А.
- Шишковская Л.И., Шишковская И.В., Ванякина Р.И.
- Архипова М.М., Пранович Г.Н.
- Глухов А.Е., Глухова Г.Я.
- Гультяев В.М., Гультяева Т.А.
Преданность профессии, любовь и уважение к обучающимся отличают администрацию, педагогов и мастеров производственного обучения. Среди них Заслуженные учителя ПТО РСФСР Евстафьев Н.Н., РФ Горлова Л.Н., Резникова Л.Н., Булгакова С.И., заслуженные учителя РФ Якимова Л.К., Степанова Л.А., Борисова Л.Н., Клепикова В.И., Лихачев В.В., Деменцев Ю.В., Дегтярев В.П., Ануфриева Л.Я.
За высокие показатели в учебном процессе, подготовку призеров областных и российских конкурсов получили звание Мастер «Золотые руки» мастера производственного обучения Шарафутдинов Р.Г., Тельнова Н.В., Иванов С.В., Евстафьев В.Н., Глухих В.Ю., Золотницких Г.Б.; мастер производственного обучения Сазонов Б.И получил звание Заслуженный мастер ПТО РСФСР, Трунов В.М удостоин за свой труд Ордена Трудового Красного Знамени.
За творческий педагогический труд получили профессиональные звания Отличников ПТО СССР и РСФСР Евстафьев Н.Н., Деменцев Ю.В.
Отличниками ПТО РСФСР стали многие педагоги колледжа. Среди них Лобанова А.В., Якимова Л.К., Важенина З.А., Елисеева Г.А., Соколова В.А. , Кальдин М.С., Клеикова В.И. , Маркин В.С., Шишканова К.П., Тимофеева Л.И., Бондаренко Н.А., Гоголева Н.А., Гилева Л.Л., Шиловский Н.И., Акиньхов И.В., Откупщикова В.Н., Румянцев И.С., Шишковская И.В., Валеева Е.А.
Звание Почетных работников ПТО в разное время присвоено Псаревой Л.Н., Рековой Л.И., Климовой Н.И., Гаязовой З.А., Пчелинцевой Л.А., Ильиной Н.И., Салита Л.В., Антоновой Г.М., Аносовой Н.К., Валеева Е.А., Шишковская И.В.
Инновационная деятельность педагогических работников неоднократно отмечалась вручением Премии Губернатора Челябинской области. Лауреатами Премии Губернатора Челябинской области стали Валеева Е.А., Псарева Л.Н., Якимова Л.К., Гончарова Н.И., Салита Л.В., Шишковская И.В., Тельнова Н.В., Клепикова В.И., Деменцев Ю.В., Порошин В.В.
Особую страницу в истории Озерского технического колледжа занимают директор Професионального лицея №46 Серков С.И. и руководитель ОБЖ Черненко Н.Л., которые за свои боевые подвиги во время службы в рядах Вооруженных сил России награждены Орденом мужества.
Сегодняшнее поколение инженерно- педагогических работников с благодарностью вспоминает о людях, которые стояли у истоков формирования системы профтехобразования , вкладывали свои знания, опыт, навыки для того, чтобы каждый раз эта система соответствовала тем требованиям, которые предъявляла к ней жизнь. Это в полной мере относится к руководителям профессиональных учреждений и их заместителям, Ветеранам труда: Почетному гражданину Озерска Евстафьеву Н.Н., Мингалеву В.А., Зинчуку В.И., Лихачеву В.В., Порошину В.В., Деменцеву Ю.В., Серкову С.И., Шиловскому Н.И.. Гультяеву А.М., Макарову А.Н., Клепиковой В.И., Шишкановой К.П., Гавриловой А.В., Аносовой Н.К., Резниковой Л.И., Дрюченко Л.Г., Глухову А.Е., преподавателям и мастерам производственного обучения Тимофеевой Л.И., Лобановой А.В., Паршуковой Т.А., Салита Л.В., Якимовой Л.К., Гилевой Л.Л., Меркушевой Н.П., Часовой В.А., Захаровой Н.И., Табачковой Т.С., Желваковой Н.Г., Долговых Н.Г., Грошковой Н.И., Гончаровой Н.И., Соколовой В.А., Румянцеву И.С., Пирогову А.П., Лавриненко Т.Г., Козловой Г.М. Многие работники колледжа наряду с удостоверением «Ветерана труда» получили удостоверение «Ветеран атомной промышленности».
Подтверждением того, что вклад ветеранов педагогического труда, Ветеранов атомной промышленности признается особо весомым является укрепление связи Совета ветеранов Озерского технического колледжа (председатель Совета ветеранов Якимова Л.К.), ФГУП «ПО «Маяк» ((председатель Фролов В.Н.) и Городского Совета ветеранов (председатель Гашев И.И.).
В настоящее время в Озерском техническом колледже обучается около тысячи студентов по более чем 13 профессиям и специальностям. В связи с потребностями предприятий города в квалифицированных работниках, колледж готовит выпускников по востребованным специальностям и профессиям.
- Сварочное производство;
- Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
- Электроснабжение (по отраслям);
- Программирование в компьютерных системах;
- Парикмахерское искусство;
- Дошкольное образование;
- Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
- Автомеханик;
- Повар, кондитер;
- Аппаратчик- оператор экологических установок;
- Мастер столярного и мебельного производства;
- Станочник (металлообработка);
- Сварщик.
Педагогический коллектив колледжа уважает и развивает традиции своих предшественников. Силами педагогического коллектива при активном участии самих обучающихся и с помощью базовых предприятий РосАтома – ФГУП «ПО «Маяк», а также предприятий, работающих в городе Озерске: ЗАО «Уралгидромонтаж», ООО «Челябинская промышленная компания», ООО «Уралстройэнерго», Завод химико- технологического оборудования в колледже создана материальная база, которая соответствует современным требованиям.
Преподаватели, мастера производственного обучения неоднократно становились победителями областных и республиканских конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов World Skills, готовили своих учеников к профессиональным соревнованиям различного уровня.
Высокие квалификационные требования к участникам WorldSkills – норма в скором будущем для всех выпускников. С этой целью в программы обучения постепенно вносятся эти требования – Демонстрационные экзамены по стандартам WORLDSKILLS.
Развитие высокотехнологичных производств на предприятиях города, предприятии ФГУП «ПО «Маяк», для которых готовятся рабочие и специалисты в Озерском техническом колледже, требует владения разнообразными компетенциями. Разработка Рабочих программ новых специальностей в соответствии с ФГОС осуществляется совместно с ФГУП «ПО «Маяк» и другим предприятиям города для определения их требований к уровню подготовки выпускников. Эти требования являются фундаментом для разработки учебных программ новых специальностей, содержания профессиональных компетенций. Основная профессиональная образовательная программа, Рабочие программы по дисциплинам и профессиональным модулям рецензируются специалистами от работодателей. От такого взаимодействия выиграют обе стороны: работодатель получает специалиста необходимой квалификации, готового приступить к работе сразу после получения диплома, а колледж имеет возможность осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.
В колледже сложилась традиция участия сотрудников ФГУП «ПО «Маяк» и других наших партнеров в организации учебной и производственной практики студентов, руководстве написанием курсовых и дипломных работ на всех стадиях подготовки молодых специалистов, совместном проведении Праздников рабочих профессий, участии в организации конкурсов профессионального мастерства, в комиссиях по Государственной итоговой аттестации.
В Озерском техническом колледже сохраняется профессиональная педагогическая преемственность, выражающаяся в творческом подходе к обучающимся. В колледже трудятся наряду с опытными педагогами молодые преподаватели: Казакова Д.П., Корнеева Т.А., Габрусевич С.А., Колесникова Н.И., Санникова Е.А., Сергеева О.В., Ермакова Е.М.
![]() |
Сегодня Озерский технический колледж – это современный, оснащенный первоклассным оборудованием образовательный комплекс, имеющий большие возможности для обеспечении качества подготовки выпускников путем реализации современных образовательных стандартов, выполнения требований социальных партнеров. |
В настоящее время, когда требуется коренная модернизация российской экономики, когда ставка делается на развитие высокотехнологичных производств, на инновационную экономику, система профессионального образования способна обеспечить свой вклад в решение этих задач. С этой целью руководство колледжа организует обучение сотрудников, результатом которого является повышение компетентности и победы на конкурсах различных уровней. Преподаватели, мастера производственного обучения неоднократно становились победителями областных и республиканских конкурсов профессионального мастерства, профессиональных олимпиад World Skills, готовили свих учеников к профессиональным соревнованиям различного уровня.
![]() |
Заведующий лабораторией АСУТП колледжа Горбунов Д.Ю. прошел обучение, организованное компанией «Festo-Didactic» и в колледже Миккели в Финляндии по направлению WorldSkills мехатронике (механика, электроника, вычислительная техника). |
В 2014-2015 учебном году его студенты Аникушин В. и Юсупов С. в Отборочных соревнованиях WorldSkills Russia по компетенции «Мехатроника» в г. Челябинске заняли 2 место и 4 место в Уральском федеральном округе.
Под руководством преподавателя Евстафьева В.Н. и мастера производственного обучения студент Миндигалиев В. занял 1 место в Отборочных соревнования Челябинской области по компетенции «Сварочные технологии» в рамках движения WSR- Russia (г. Златоуст) и 1 место в Полуфинале Национального чемпионата рабочих профессий по компетенции «Сварочные технологии» по стандартам WSR в г., принимал участие в мировом конкурсе. Студент Ярцев Е. занял 2 место в Областной олимпиаде по специальности «Сварочное производство».
Под руководством преподавателей Тельновой Н.В. и Мальцева А.А. студент Скворцов Д. в Областном конкурсе профессионального мастерства студентов и мастеров п/о по компетенции «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям)» занял 1 место.
Мастер производственного обучения Лашин А.Н., преподаватель Подвинцева Л.Н. подготовили обучающегося Медведева Д., занявшего 2 место в Полуфинале Национального чемпионата рабочих профессий по компетенции «Плотницкое дело» по стандартам WSR в г. Первоуральске. Преподаватель Чиркина Н.В., мастер производственного обучения Грезин В.И. подготовили обучающегося Гузеева Е., который занял 2 место в Конкурсе «Славим человека труда!» УрФО в номинации «Лучший станочник» мастер производственного обучения.
Мастера производственного обучения Павлов А.Л., Казаков А.С., Глазырин С.П., Солдатов И.С. подготовили обучающегося Земцова В., который занял 3 место в Областном конкурсе профессионального мастерства студентов и мастеров п/о по профессии «Автомеханик»
В колледже подготовлены эксперты Worldskills по компетенциям «Сварочное производство», «Парикмахерское искусство», «Дошкольное образование», «Программирование в компьютерных системах», «Поварское искусство», «Электроснабжение», «Лабораторный химический анализ».
В Озерском техническом колледже имеются все условия для учёбы, быта и отдыха студентов. В их распоряжении 2 благоустроенных общежития, 2 актовых зала, 2 библиотеки с читальными залами, 2 буфета и 2 столовых, 2 спортивных зала. Во внеучебное время в колледже работают кружки, спортивные секции, в которых задействовано более 60 процентов обучающихся.
Сегодня государство ведет курс на реорганизацию профессионального обучения с целью подготовки востребованных специалистов и высококвалифицированных рабочих. Озерский технический колледж обеспечивает подготовку кадров для своего основного социального партнера – ФГУП ПО «Маяк».
![]() |
Под руководством директора Валеевой Е.А., Почетного работника ПТО Российской Федерации, Лауреата премии Губернатора Челябинской области, вводилась система социальных педагогов в канву воспитательного процесса, именно она была инициатором преобразования профтехучилища в лицей, колледж, внедрения разноуровневого образования, активного участия обучающихся и сотрудников колледжа в чемпионатах WorldSkills. |
Судьба Елены Алексеевны схожа с судьбами многих руководителей, посвятивших жизнь воспитанию и обучению молодежи, бесконечно преданных системе профтехобразования. Она прошла путь от мастера производственного обучения, заместителя директора по научно- методической и учебно- воспитательной работе до директора крупного технического колледжа. Своими учителями Елена Алексеевна считает бывших директоров Юрия Владимировича Деменцева и Сергея Ивановича Серкова. В 80-х годах Ю.В. Деменцев учил молодых мастеров производственного обучения методике, педагогическому мастерству, в 90-х годах С.И. Серков ввел коллектив в рыночную экономику.
Елена Алексеевна обладает особым умением улавливать все новое, передовое в педагогике, ее смело можно назвать новатором в профессиональном образовании: под ее руководством вводилась система социальных педагогов в канву воспитательного процесса, именно она была инициатором преобразования профтехучилища в лицей, внедрения разноуровневого. Именно под ее руководством и при деятельном участии происходило развитие и преобразование профессионального училища № 46 в профессиональный лицей и позже в профессиональный колледж. Важной чертой Елены Алексеевны является стремление внедрить все новое, прогрессивное в области профессионального образования.
В результате реорганизации путем присоединения ПЛ44 и ПЛ16 к ОзТК создана современная ресурсная база, которой предстоит занять одно из ведущих мест в формировании высококвалифицированного кадрового потенциала в системе Росатома.
В апреле 2012 года ОзТК прошел процедуру аккредитация, по результатам которой ему предоставлено право подготовки специалистов не только на базовом уровне, но и на уровне углубленной подготовки, то есть право выпуска старших техников и рабочих повышенного уровня квалификации.
При проведении аккредитации большинство экспертов аккредитационной комиссии составляли специалисты ОТИ НИЯУ МИФИ, анализ методической и воспитательной работы осуществлял первый проректор Челябинского юридического техникума Александр Григорьевич Базаев, который высоко оценил содержательный уровень и перспективы развития Озерского технического колледжа.
Сегодня на рынке труда возникло несоответствие системы оценки реальной компетентности работников и требований рынка труда к запросам потребителей , известных как система гарантии качества, а также к программам обучения, реализуемым в учреждениях профессионального образования. В связи с этим в ОзТК рассматривается вопрос внедрения в управление колледжем сертификации персонала – процедуры определения и документального подтверждения Рособрнадзором соответствия профессиональной компетенции работников требованиям профессиональных стандартов.
Для выполнения требований сертификации в колледже сформирована служба качества, которая должна реорганизовать процесс управления на основе системы TQM путем реализации модели превосходства, включающей в себя в образовании блок “РАДАР”, состоящий из четырех элементов – Результат, Подход, Применение, Оценка и Пересмотр для организации процесса сертификации образовательных услуг и качества выпускников.
В перспективе руководству Озерского технического колледжа предстоит также серьезная работа по развитию научного потенциала педагогов, внедрению в образовательный процесс приемов и методов исследовательской работы совместно с обучающимися.
Педагогический коллектив колледжа со своими воспитанниками получил приглашение вступить в национальную команду «WorldSkills INTERNATIONAL».
Для педагогического коллектива ОТК такое приглашение значит много, ведь для того, чтобы достойно выступить на олимпиаде WSI необходимо уметь работать на современнейшем оборудовании, знать технологию управления автоматизированными системами, а главное, быть не просто мастером выбранной профессии, а пробовать экспериментировать и получать новый опыт, что дает новый импульс для внутреннего развития личности и освоения большого объема современных приемов и навыков организации трудовой деятельности.
Большое внимание уделяется в ОзТК воспитательной работе, которая, конечно же, направлена на профессию, и сегодня педагоги уже в объединенном составе ищут новые формы работы.
Новые стандарты образования диктуют свои требования, в соответствии с которыми по каждой профессии и специальности обучающийся должен получить не одну, а несколько квалификаций.
Озерский технический колледж в качестве объединенного образовательного учреждения продолжает работать со своим основным социальным партнером ФГУП ПО «Маяк», обеспечивая подготовку в соответствии с потребностью предприятия.
Пройдя путь от школы фабрично-заводского обучения до профессионального колледжа, объединившись в единое учебное профессиональное учреждение «Озерский технический колледж», профессиональное образование Озерска продолжает развиваться, идя в ногу с модернизацией производства, совершенствуя методику обучения и воспитания молодежи, определяя тем самым свою роль и место в образовательном пространстве города.